«Пипл хавает» или как пишутся новости компании

    «Понаписали тут. И не стыдно вам. Отправлять такую новость  в головную организацию. Что именно  не так написано? Да вы ж не поймете все равно! Вы ж не профессиональный пиарщик.»

   Такие слова однажды довелось услышать одному моему сотруднику, переславшему новостную информацию о модернизации производства по просьбе (точнее приказу) вышестоящей компании. Конечно, материал был подготовлен техническим специалистом и просто изобиловал узкоспециализированными терминами и оборотами. И наверняка был особо не интересен читателю, далекому от нашей профессиональной сферы.  Но при этом и задачу писать материал ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ никто не ставил. Так что каждый делал так, как считал нужным.

Но задачу подготовить новость никто не снимал, поэтому следовало ее доработать и привести в удобоваримый вид.

Существуют правила написания пресс-релизов для прессы. В данном случае, как оказалось, эти правила подходили как нельзя лучше.

 

Заголовок или муки выбора

 

   Начали с подбора цепляющего заголовка. Причем все равно надо отдавать себе отчет в том, что новость писали не для желтой прессы, а для корпоративного издания. А это значит, что цеплять заголовок должен сдержанно. Отнюдь не как репейник. И при этом отражать суть основного материала. Поскольку требовалось отразить процессы техперевооружения и модернизации, происходящие на предприятии,  то в заголовке сделали акцент именно на этом. Хотя, конечно, понимаешь, что чаще всего материалы в корпоративных изданиях редко кто читает... Особенно если  оно в электронном виде. Ну да ладно. Раз «партия» дала поручение - надо выполнять.

   Кстати, вспомнилось. По весне была на обучающем семинаре, где в числе докладчиков выступала дама-руководитель пиар-агентства. Тема как ра была - написание пресс-релизов для сегмента b2b. Рассказывала все как и положено по теории - не буду пересказывать, в интернете полно материалов по запросы «как написать пресс-релиз». На заголовках начала приводить примеры (из отрасли, естественно) качественных, на ее взгляд, и не качественных заголовках. Ну типа «Новый продукт компании «Бла-бла» для РЖД» - хорош, а «Жижопул мухоподный дифференцированно -опосредованный для сотового вещания МСТ» - плох.  А плох - потому как мудренно для понимания журналиста.

   И вот тут началось самое интересное. Представители производителей продукта b2b затопали ногами. «Жижопул..» - название самое что ни на есть понятное! Жижопул нам как родной, легко отличим мухоподный от жабовидного! Так что заголовок  - супер! А про новый продукт - это вообще ни о чем.

   Дама упорно пыталась им объяснить, что пресс-релиз пишется для журналиста, для которого «жижопул» пустое место. Мол, не цепляет он. А вот четкий и понятный им новый продукт - цепляет.

   В результате, каждый остался при своем. А надо проще - мухи отдельно, котлеты отдельно. Т.е. если рассылаете новости по СМИ - лучше заголовок сделать ярким и понятным именно для журналиста. Если пишите новость для размещения на своем сайте или в узкоспециализированных изданиях - вполне логично дать заголовок с использованием терминов. Потому как вы четко ориентируете материал на определенную целевую аудиторию.

 

Лид

 

   Когда покончили с заголовком, плавно перешли к формированию одного из основных фрагментов новости - первого абзаца. «Лид». Такое название первого абзаца также можно встретить. Именно яркий и содержательный «лид», по мнению многих, способен увлечь читателя. И тот, как кролик, глядя на удава, дочитает новость до конца.

   Если вы пишите пресс-релиз, то существует правило, по которому «лид» должен содержать исчерпывающую информацию о событии. Т.е. коротко и емко о том, «Что, где, когда и зачем».

   Перед нами же стояла иная задача. Надо было дать читабельный материал, причем читабельный до конца. Поэтому пару вводных абзацев мы написали, используя прием «скользкая  горка Шугермана». Это один из приемов привлечь внимание читателя, путем создания интриги и вопроса.  Можно было применить и нечто иное, например, дать какую-то статистику или озадачить вопросом. По большому счету любой способ, позволяющий выделить статью из череды унылых корпоративных новостей, хорош.

 

Тело и дело

 

   Ну а далее мы раскрыли тему модернизации, и не забыли при этом дать прямую речь заинтересованных лиц. Материал сразу ожил и окрасился эмоциями! Ну и в обязательном порядке упомянули о тех возможностях и преимуществах, которые получат потребители в результате модернизации.

Новость в таком виде была принята на ура. Сотрудник довольный пошел домой.  Дело сделано.

   Но все же... Хочется обратить внимание на достаточно распространенные случаи написания и публикации НЕГРАМОТНЫХ статей и новостей на производственные или сложно продуктовые темы. И не грамотные в первую очередь потому, что авторы просто на просто не обладают необходимыми знаниями по продукту или технологии. «Да мы же пиарщики, копирайтеры!» Ну типа и так напишем обо всем, что попадется под руку.

   Не тут то было. Уважаемые господа копирайтеры! Вы не представляете, с каким сарказмом и порой цинизмом читают ваши «достойные» статьи профессионалы. Конечно, можно сказать, что мол, мы пишем для рядового читателя и стараемся делать это доступно.

   Да все понятно! Только читатель не всегда прост. И среди них очень часто попадаются те, кто знаком с предметом статьи. Что делать? Выход банален - проконсультируйтесь со специалистом, отправьте ему готовый материал - пусть даже вы пишите и не рекламную статью. Не брезгуйте советами умных людей - просто постарайтесь изложить специфические термины доступным языком. А то «уши вянут» , когда кабель вместо огнестойкого называют огнеупорным, а кабельные барабаны -катушками. И это, можно сказать, самые безобидные примеры.

   Удачи в написании статей!