Социальная ответственность бизнеса: как я это понимаю

  В последнее время активно сотрудничаю с журналами "Рекламодатель" и "Промышленный маркетинг". Опубликовала уже несколько достаточно объемных материалов на тему продвижения продукции промышленного назначения. Есть и комментарии к публикациям других авторов. Вот один из них, на тему "социальной ответственности бизнеса" (в печатную версию журнала он вошел не полностью).

 

   Как вы понимаете социальную ответственность бизнеса? Что входит в это понятие?

Действительно, еще недавно социальная ответственность бизнеса считалась модным трендом, пришедшим с Запада. Если сказать в общем, то я понимаю социальную ответственность бизнеса как добровольный вклад предпринимательства (более установленного законом минимума) в развитие общества в различных сферах: социальной, экологической, экономической и т.п.

А включает это понятие достаточно много. И природоохранная деятельность, охрана здоровья работников и создание безопасных условий труда, и программы по обучению и профессиональному развитию персонала, добросовестная деловая практика, и, несомненно, развитие местного сообщества. Ну и добавлю сюда, на мой взгляд, важные составляющие социальной политики - обеспечение устойчивой работы предприятия и выпуск качественной продукции.

 

   Какую роль играет социальная ответственность бизнеса в деятельности предприятия? Имеет ли она значение для формирования маркетинговой политики предприятия?

Репутация фирмы складывается, в том числе и из того, является ли компания социально ответственной. И доверие к ней будет расти, как со стороны персонала, так и со стороны потребителя. Довольный, социально-защищенный рабочий идет на смену с радостью, он напрямую заинтересован в результате своего труда, потому как знает, что с ростом прибыли компании, растут и отчисления на социальные программы.

Роль социальной ответственности  в деятельности предприятия достаточно значимая. Тем более, когда понимаешь, что социальная ответственность, это не только имидж, но и еще и вложения, которые окупятся в долгосрочной перспективе.

При формировании маркетинговой стратегии мы, конечно, стараемся учитывать тот факт, ч то предприятие является социально ответственным. Это находит свое отражение и в рекламных кампаниях, и информационных материалах и т.п.

 

   Какие «социально ответственные» программы были реализованы на вашем предприятии? Как вы оцениваете их эффективность?

На нашем предприятии «социально ответственные» программы реализуются на постоянной основе. Причем по совершенно различным направлениям.

Значительный объем средств расходуется на осуществление природоохранных мероприятий и ресурсосбережение, что позволяет планомерно снижать вредное воздействие от производства на окружающую среду.

Завод имеет  так называемый «социальный» бюджет, ежегодно планирует затраты на социально-направленные мероприятия, причем сумма таковых неуклонно растет. Вот лишь несколько крупных программ, которые финансирует предприятие:

- поддержка заводских ветеранов (организация досуга, материальная и юридическая помощь и т.п.),

- спортивные мероприятия (завод арендует спортивные залы и бассейны, организует спортивные соревнования и турниры),

- организация досуговой и культурной жизни заводчан (экскурсии, поездки, мастер-классы, встречи с интересными людьми, концерты, праздники, гуляния),

- сотрудничество с высшими и средне-техническими учебными заведениями (организация обучения молодежи за счет завода по профильным направлениям),

- дотации на лечение в медицинском центре,

- выпуск собственной газеты «Кабельщик»,

- мероприятия для детей работников завода: организация летнего отдыха, новогодних елок, выдача детских новогодних подарков, формирование подарков к Дню знаний

- благотворительная и спонсорская помощь различным организациям,  учреждениям культуры, образования и спорта.

Собственники бизнеса не забывают и о развитии местного сообщества. Один из последних реализованных проектов, который оказался очень кстати и очень вовремя, это строительство гостиничного комплекса. Новая гостиница действительно необходима городу, поскольку снимает проблему отсутствия комфортабельных условий для временного проживания гостей Кольчугина.

В ближайших планах собственников - строительство в городе Ледового дворца.

Да, и упомяну еще, что предприятие разработало и реализует Политику в области качества, технической безопасности, экологии, профессионального здоровья и безопасности.

Определенных методик по оценке эффективности тех или иных социальных программ мы не используем. Для нас главные критерии - стабильный трудовой коллектив, отсутствие кадровых проблем, благоприятный имидж предприятия как у местного сообщества, так и в глазах потребителей.

 

   Проводила ли ваша компания исследования того, какой она выглядит в глазах потребителя? Какими методами?

Специальных исследований мы не проводили. Но акцент на том, что предприятие является социально ответственным мы делаем постоянно, используя все необходимые для этого каналы коммуникации.  Завод «Электрокабель» как регулярный участник конкурса «Всероссийская организация высокой социальной эффективности» неоднократно награждался Почетными грамотами Правительства РФ за достижения в социальной сфере и успехе в социальной политике.

 

  Как вы полагаете, от кого зависит, будет ли предприятие социально ответственным или нет?

На мой взгляд, существуют три силы, способные оказывать влияние на то, является ли предприятие социально ответственным, или оно работает, руководствуясь исключительно принципом «получения прибыли».

В первую очередь, это собственники бизнеса. Именно от того, насколько они понимают важность реализации на предприятии социальных программ, важность развития местного сообщества и поддержки тех, кто нуждается в помощи, зависит, будет ли на предприятии существовать социально-направленная деятельность. Ведь ни для кого не секрет, что расходы на социально ответственные программы уменьшают прибыль. И далеко не все акционеры, инвесторы готовы с этим считаться.

Соответственно, вторая, но от этого не менее значимая фигура в наличии и реализации социальных программ на предприятии, топ-менеджер. И хорошо, если высшее звено руководителей понимает , что социальная ответственность   - это важная составляющая бизнеса. И с собственниками общаться придется именно им. И доказывать эффективность той или иной социальной программы.

И, конечно, третья, самая порой непредсказуемая сила - это государство. Скажу больше. Даже сама возможность реализации социальных проектов задается властью. Налоговая политика, политика в отношении бизнеса, все это может как создавать условия, так и препятствовать и развитию предпринимательства в целом,  и социальным проектам в частности.

 

Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке